Гандляр
 главная | работа и обучение | Квартиры на сутки в Минске
афиша минска | видеопрокат | рестораны | фото достопримечательностей | анекдоты
Главная Киноафиша Минска

Фильм Эксперимент

Жанр: Триллер

Бывший журналист Тарек Фахд, ныне работающий таксистом в Кёльне, натыкается в газете на объявление, в котором приглашают добровольцев для участия в психологическом эксперименте. Он убеждает своего бывшего шефа поручить ему сделать материал об этом эксперименте, который, похоже, частично финансируется армией.

Государственная кинопремия ФРГ ("Золотая Лола")
- Лучший актер ( Мориц Блайбтрой)
- Лучший актер в роли второго плана (Юстус фон Донаньи)
- Лучший художник (Андреа Кесслер, Ули Ханиш)
- Премия зрителей за лучший фильм
- Премия зрителей лучшему актеру (Мориц Блайбтрой)
Оригинальное название: Das Experiment

Производство: Германия

Режиссер: Оливер Хиршбигель

В главных ролях:
№77 - Мориц Блайбтрой
№38 - Кристиан Беркель
№82 - Оливер Стоковский
№69 - Вотан Вильке Мёринг
Берус - Юстус фон Донаньи
Кампс - Ники фон Телмпельхоф
Экерт - Тимо Диркес
Бош - Антуан Моно-младший

Жанр: психологическая драмма

Продолжительность: 120 минут


Награды и фестивали:
Баварская кинопремия
- Лучший режиссер (Оливер Хиршбигель)
- Лучший оператор (Райнер Клаусман)
- Лучший сценарий (Марио Джордано, Кристоф Дарнштедт, Дон Болингер)

СИНОПСИС

В основе фильма - реальный эксперимент, проведенный в 1973 году в Стэнфордском университете.
Бывший журналист Тарек Фахд, ныне работающий таксистом в Кёльне, натыкается в газете на объявление, в котором приглашают добровольцев для участия в психологическом эксперименте. Он убеждает своего бывшего шефа поручить ему сделать материал об этом эксперименте, который, похоже, частично финансируется армией. Незадолго перед тем, как Тарек отправляется на две недели в имитированную тюрьму и отказывается от своих гражданских прав, его такси сталкивается с машиной молодой красивой женщины. Дора только что потеряла отца, и они с Тареком проводят ночь вместе. Но на следующее утро Дора исчезла, а Тарек начинает отбывать свой "срок" в "тюрьме", построенной в подвалах университета. Поначалу все - и "заключенные" и "надзиратели" - относятся к этому как к игре. Но когда Тарек, который снимает происходящее миниатюрной камерой, вмонтированной в очки, начинает провоцировать "надзирателей", ситуация начинает выходить из-под контроля. Но психологи, круглосуточно наблюдающие за экспериментов, решают не вмешиваться. Начинается кошмар, который трудно было себе заранее представить. И эксперимент становится вопросом жизни и смерти...

от Kato: Настоятельно не рекомендую смотреть фильм впечатлительным людям или тем, у кого не в порядке нервы... Поверьте, это дружеский совет. Такие фильмы не показывают вымышленное насилие, они показывают его реальным, существующим рядом, в любом человеке, которого мы встречаем повседневно. Служащий авиакомпании становится таким зверем, что по сравнению с ним маньяк из фильма "Семь" - простая подделка. Там все ясно - маньяк - он и в Африке маньяк. В "Эксперименте" все чудовищно - чудовищен сам эксперимент, чудовищны его условия, чудовищна жестокость, им порожденная. Неимоверны звери, им созданные... Много раз подумайте, хотите ли вы смотреть этот фильм. Несмотря на то, что "хорошие" побеждают "плохих"..
Но если вы решитесь на просмотр - вы не пожалеете, что видели такое кино.



О режиссере
Оливер Ширшбигель
Родился в 1957 году в Гамбурге. В 1986 году он продал свой первый сценарий "Go! Проект" телекомпании ZDF при условии, что сам поставит по нему фильм: "Неожиданно я оказался кинорежиссером, и теми, кто показал мне, как это делается, были Хичкок, Хьюстон и Хоукс. Я покадрово изучил фильм "С севера на северо-запад", чтобы понять, как рассказывать истории посредством образов. Как показать, как кто-то вошел в дверь? Как снимать самолет, атакующий человека? Как снимать едущую машину и где прервать план при монтаже и к какому плану перейти? Это была хорошая школа, и у меня получилось!" Телефильм "Go! Проект" был хорошо принят критикой, и Оливер Хиршбигель получил новые предложения. В последующие годы он поставил многочисленные триллеры и криминальные истории на телевидении, многие из них были удостоены премии Адольфа Гримме. Среди них - 14 серий австрийского сериала "Комиссар Рекс" и телефильм "Рекс- ранние годы", две серии популярного немецкого сериала "Сцена преступления" (Tatort). "Эксперимент" - его первый кинофильм.

Мориц Блайбтрой
Прошло всего пять лет с тех, как о Морице Блайбтрое впервые заговорили, когда он сыграл сексуального, но не очень умного любовника Кай Визингер в картине Райнера Кауфмана "Весь город говорит".
Мориц Блайбтрой бросил школу, не доучившись один год, и отправился в Америку, где поступил на курсы актерского мастерства. Свою карьеру он начал в 21 год в театре "Шаушпильхаус" в Гамбурге и на телевидении. Исполнив ряд небольших, но ярких ролей в таких фильмах, как "Достучаться до небес", он совершил свой судьбоносный прорыв в картине Тома Тиквера "Беги, Лола, беги". Блайбтрой снялся в фильмах "Возлюби ближнего своего" (реж. Детлеф Бук), "Луна-папа" (реж. Бахтияра Худойназарова с Чулпан Хаматовой в главной женской роли. Съемки фильма проходили в охваченном гражданской войной Таджикистане. Боевые действия порой вносили изменения в расписание съемок. Однажды всю съемочную группу пришлось эвакуировать, но, к счастью, все закончилось благополучно).
Кстати, слово "Бляйбтрой" в дословном переводе означает "оставайся верным", "храни верность". "Бляйбтроем" в Германии называется неприхотливое балконное растение лобелия. Моритц Бляйбтрой - культовый актер и звезда немецкого кино. Широкую и даже международную известность ему принесли роли в фильмах Knockin' on Heaven's Door ("Достучаться до небес"), "Беги, Лола, беги", "В июле" и "Эксперимент".
реж. Бахтияра Худойназарова с Чулпан Хаматовой в главной женской роли. Съемки фильма проходили в охваченном гражданской войной Таджикистане. Боевые действия порой вносили изменения в расписание съемок. Однажды всю съемочную группу пришлось эвакуировать, но, к счастью, все закончилось благополучно.


ИНТЕРВЬЮ С ОЛИВЕРОМ ХИРШБИГЕЛЕМ
- После многочисленных телефильмов "Эксперимент" стал вашим первым фильмом, сделанным для кино. Явилось ли это для вас серьезной переменой в том, что касается ваших методов работы?
- Преимущество телевидения в том, что есть гарантия, что твой фильм посмотрят как минимум два-три миллиона человек, что бывает не так уж часто, когда речь идет о кино. Кроме того работа над кинофильмом занимает больше времени, потому что все относятся к своей работе с большим пиететом, что не вызывает у меня особого восторга. Я человек довольно нетерпеливый и люблю работать быстро. 35-миллиметровая камера более громоздка, чем "Супер-16", и ее труднее передвигать. Ее установка требует большего труда. Ее нельзя спонтанно снимать с бедра.

- Что вызвало ваш интерес в книге Марио Джордано?
- Каждая хорошая история рассказывает нам что-то о людях. Во всех моих фильмах было важно, что герои в своем развитии чему-то учатся и используют то, чему научились, на практике, и что они находятся в ситуации, которая вынуждает их принимать решение. Это можно сказать и о многих персонажах романа. Кроме того для меня было очень важно, что это захватывающая история, действие которой происходит в Германии с подлинно немецкими персонажами, которым не придется вести себя так, словно они находятся во Франции, Америке или Англии.

- В Германии очень редко появляются фильмы, подобные вашему, в которых от начала до конца захватывающая история построена на персонажах и ощущении места действия. Как вы считаете, почему?
- Искусство повествования не является сильной стороной немецкой культуры. Мы - страна поэтов и философов. За исключением Фассбиндера, моими учителями были не немецкие режиссеры, а американские - Хьюстон, Хоукс, Хичкок, Уайлдер. Каждый раз, когда я не уверен в том, что я делаю, я задаю себе вопрос: как поступил бы старина Хоукс?

- Вы согласились бы принять участие в подобном эксперименте?
Hide details for далее...далее...
- После того, как поставил фильм, - нет! До этого - безусловно. Меня чрезвычайно интересует граница между вымыслом и реальностью. Всем известно, как это бывает. Когда маленькие мальчики играют в ковбоев и индейцев или в полицейских и воров, очень быстро игра становится реальностью. Также ведут себя и взрослые!

- В своих фильмах вы раз за разом показываете ситуацию, в которой герой должен решить, принимает ли он на себя ответственность за свои поступки или нет...
- По-моему, это чистое совпадение. Просто я хочу рассказывать свои истории таким образом, чтобы зрители не могли оторваться от экрана. Построенные на саспенсе истории, в которых герои проходит через определенные этапы развития. Искусство рассказа - самое древнее искусство, известное человечеству, оно восходит к глубокой древности, когда человечество еще сидело вокруг костров.

- Ваш профессор Тон безусловно обладает всеми чертами безумного ученого, который, увлекшись исследованием, полностью теряет ощущение пределов дозволенного.
- Я не считаю это безумным или странным. Исследование по самой своей природе требует риска. Если бы всегда было легко сказать "стоп", не произошло бы 90 процентов катастроф в истории человечества. Любой ситуации можно положить конец, если определяющим фактором является разум, но во всей истории человечества тому можно найти очень мало примеров. Напротив, как правило побеждают эгоцентризм, потеря чувства реальности и чувства долга или религиозный фанатизм. Когда вы возглавляете полярную экспедицию и пробиваетесь в течение месяца через льды, вы не остановитесь, пока не достигнете своей цели. Если вы хотите что-то выяснить, вы должны продолжать. Я не считаю это безумием. Просто такова природа человека.

- Вы ввели в сюжет камеру, которую Тарек берет с собой в тюрьму. Ее не было в книге Марио Джордано...
- Я прочитал статью о камерах, спрятанных в очках. Их используют хирурги и шпионы. Она навела меня на мысль, что такая камера будет прекрасным рабочим инструментом для Тарека. Проблема заключалась в том, что у него не было инструмента, даже ручки, поэтому мы ввели камеру в сценарий.

- Сейчас такое использование видеоматериала очень популярно в кино...
- В эпоху постоянно растущей неуверенности визуальные образы - это всего лишь способ запечатлеть нечто или даже самого себя с тем, чтобы попытаться объяснить чудовищность окружающего мира. Когда вы снимаете что-то, то создаете определенное ощущение порядка.

- А разве сама камера порой не порождает неуверенность, как, например, в фильме Антониони "Фотоувеличение"?
- Провести границу трудно. Если журналист видит, как убивают солдата, через объектив камеры, он ничего не станет делать, потому что смотрит через видоискатель, а не своими глазами. Они снимает происходящее. Но если у него нет камеры, он закричит: "Стойте! Не надо!" Для Тарека наступает момент, когда ему требуется мужество, - момент, когда всё (частично по его собственной вине) выходит из-под контроля. Он идет к Шютте, снимает очки и разговаривает с ним, вселяет в него мужество.

- Мориц Блайбтрой всегда сам снимал видеокадры, которые передает Тарек?
- Да, он сам был оператором видеокамеры. Камера была такой, какой вы видите ее в фильме, только мы вмонтировали в очки камеру с большей, чем обычно, разрешающей способностью.

- Что означает камера для вас как для режиссера?
- Для меня это средство для достижения определенной цели. Есть много режиссеров, ориентированных прежде всего на технику и много работающих со спецэффектами. Я предпочитаю работать с актерами, по-моему это намного важнее.

- Вам не было сложно работать одновременно с таким большим ансамблем относительно равных по важности актеров?
- Да, я работал над сценарием для последнего дня накануне начала съемок, и у меня было мало времени на подготовку к съемкам. Вдруг, в одно прекрасное утро ты оказываешься центурионом, стоящим во главе своего войска.

- Почему вы сделали фильм таким серьезным и довели развитие сюжета до убийства?
- Мы просто довели до логического конца спираль насилия. Люди убивают друг друга по многим причинам, например, из ревности. Решение о том, умрет или нет человек, принимается мгновенно. Таким образом можно очень наглядно показать последствия того, что люди теряют ощущение реальности.

- Тема фильма - граница между игрой и реальностью; это сказывалось во время съемок?
- Режиссер всегда по совместительству командир. Когда у вас в сцене участвуют 20 человек, режиссер очень быстро становится исключительно командиром, даже, можно сказать, генералом. И когда ты как режиссер оказываешься в подобной ситуации, когда ты сидишь перед монитором, наблюдая за актерами как за подопытными кроликами, становится довольно страшно.

- Во время съемок вы часто слушали саундтрэк фильма "Бойцовский клуб". Насколько это оказало влияние на ваш фильм?
- Задним числом я понимаю, что это влияние было очень большим, потому что в фильме "Бойцовский клуб" режиссер относится к персонажам серьезно и не смеется над ними, даже когда они смешны. Как правило, вы ожидаете, что мужчина будет сильным и честным. Вы не ожидаете, что увидите жестокого убийцу, который одновременно является нежным любовником. В "Бойцовском клубе", как и в моем фильме, показано большее разнообразие характеров.

- Может показаться, что единственной причиной, по которой вы снимали фильм в Кёльне, было пожелание спонсоров?
- Нет, для меня Кёльн является очень правдоподобным обрамление для такого эксперимента. Действие происходит в земле Северный Рейн - Вестфалия. В книге это был Дюссельдорф, который, на мой взгляд, не является таким сексуальным изобразительным мотивом, как Кёльн. Кёльн - теплый, комфортабельный город, и легко себе представить, что нечто подобное могло происходить в его подвалах. Это было бы более правдоподобно, чем в Мюнхене или Гамбурге, которые придали бы всему совсем иной оттенок. А Берлин просто слишком суров и холоден.

- Для кого вы снимаете фильмы?
- Для как можно большего числа людей и для максимально возможного количества возрастных групп. Мне очень нравится рассказывать универсальные истории настолько универсальным языком, чтобы они были понятны в любой стране мира. В эпоху СМИ главная задача - достичь максимально возможной аудитории и взволновать ее. И мне кажется, мой фильм содержит в себе правду, к которой стремится современная молодежь. Социальная жизнь в западных странах становится всё более сложной и запутанной, а технологический прогресс происходит за счет фундаментальных идеалистических ценностей. Это порождает в молодежи интуитивное стремление к правде и реальности. Наш фильм - не спекулятивное зрелище, построенное на внешних эффектах. Это реальная история! К тому же меня интересует не дискуссия ради дискуссии, а подлинный диалог. Для меня то, что я делаю, не имеет ничего общего с искусством. Я больше не художник. Я рассказчик историй!

ИНТЕРВЬЮ С МОРИЦЕМ БЛАЙБТРОЕМ
- Какова была ваша спонтанная реакция, когда вы впервые услышали об этом проекте?
Show details for далее...далее...
Перевел Алексей Матвеев
огромная благодарность за материал Киноклубу


Отзывы зрителей о фильме 'Эксперимент'

Анонимный пользователь 22 мая 2008 года 00:05
Фильм незабываемый!

Георг 19 марта 2008 года 00:55
Фильм -замечательный!Фактически может использоваться в качестве учебного пособия для студентов юридических ВУЗов по курсу юридической психологии.

Мария 3 февраля 2008 года 00:57
Великолепный фильм. Для тех кто любит кгигу "Повелитель мух". Помните:"...темна человеческая душа..."

ОСТАВЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА СВОЙ ОТЗЫВ О ФИЛЬМЕ 'ЭКСПЕРИМЕНТ'
Ваше имя: Ваш E-mail:(необязательно)
Ваш отзыв:
Отличный фильм
Хороший фильм
Неплохой фильм
Так себе фильм
Плохой фильм
без оценки
Оценки без отзывов учитываются, но не публикуются.

S.O.S.



Жизнь обетованная



Человек без прошлого



Эксперимент



Август 2007
Июнь 2007
Январь 2007
Декабрь 2006
Ноябрь 2006
Сентябрь 2006
Август 2006
Июль 2006
Май 2006
Апрель 2006
Март 2006
Февраль 2006
Январь 2006
Декабрь 2005
Ноябрь 2005
Январь 2004
Ноябрь 2003
Октябрь 2003
Сентябрь 2003
Июль 2003
Июнь 2003
Май 2003
Апрель 2003
Март 2003
Февраль 2003
Январь 2003
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!